?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Думаю настало время немного сменить тему и поговорить про водородную энергетику. Как Вы, наверное, уже знаете, "Норильский никель" (по инициативе руководившего им тогда Михаила Прохорова) совместно с РАН несколько лет назад стали активно развивать это направление. Но многие по-прежнему думают, что водородная энергетика – это что-то из разряда фантастики или, по крайней мере, отдаленного будущего.  Я тоже, признаться, так думала. Пока не прочитала историю замечательного человека - Бориса Шелища, а потом посмотрела документальный фильм о нем. (смотрите здесь)
 
А история вкратце такова: война, сентябрь 1941 года, Ленинград в блокаде. Чтобы как-то защитить город от налетов немецкой авиации, широко используются заградительные аэростаты, наполненные водородом.
Соответственно проблема топлива в блокадном городе становится острой, и замирают установленные на грузовиках лебедки, которые помогают поднимать и опускать аэростаты. Все они становятся бесполезными колбасинами.
 
Младший лейтенант-воентехник Шелищ, служивший в мастерских по ремонту аэростатных лебедок, придумал простой способ использования водорода для двигателей внутреннего сгорания грузовиков. По его задумке, отработанный водород по шлангу закачивался прямо в двигатель грузовика ГАЗ-АА.  Дозировку водорода и воздуха обеспечивала простая дроссельная заслонка или педаль газа.
 
Первые испытания проводились в сильный мороз – минус 30, но двигатель легко завелся и устойчиво работал. Не все было просто: пару аэростатов сгорело, сам Шелищ получил контузию, но защитники Питера смогли, используя водород, поднять аэростаты и мешать бомбежкам своего города.
 
Более того, в 1942 году необычный автомобиль, работающий на водороде, демонстрировался на выставке техники, приспособленной к условиям блокады. Причем несколько часов работал в закрытом помещении и никто не почувствовал дыма или других запахов. Представляете какой тяжелый выхлоп был у грузовика того времени? Стендовые испытания двигателя, проработавшего на водороде более 200 часов, показали, что его износ ниже норм, установленных для бензиновых моторов, двигатель не потерял мощности, в смазочном масле не было обнаружено следов вредных примесей, а в камерах сгорания – следов нагара.
           
За свою работу Б.Шелищ в декабре 1941 года был награжден орденом Красной звезды, а на его изобретение было выдано авторское свидетельство №64209.
 
Если даже в период самой страшной и разрушительной войны мы смогли обеспечить себе приоритет в использовании водородной энергетики, то уж сейчас такие задачи тем более по плечу.

Profile

ONEXIM Zeus
onexim_group
onexim_group

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner