?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Михаил Прохоров: «Потерян темп развития»
"ЗП"-эксклюзив

В ближайшее время градообразующее предприятие Большого Норильска ждут серьёзные перемены. Перемены в рядах акционеров, которые уже произошли с начала года, — отнюдь не конечный итог долгого противостояния подходов к ведению бизнеса между акционерами. Сейчас Михаил Прохоров готов вернуться в Совет директоров «Норильского никеля» и решать накопившиеся проблемы, которые, по его мнению, могут привести к деградации города и компании. О том, что это за проблемы и как их можно разрешить, — в специальном телефонном интервью для «Заполярной правды».


— Михаил Дмитриевич, вы собираетесь избираться в Совет директоров «Норильского никеля»?

– Да.

— И согласились на интервью, чтобы призвать акционеров голосовать за свою кандидатуру?

– Я согласился на интервью, чтобы рассказать о том, как я вижу ситуацию в компании и городе. И о том, что я готов сделать для того, чтобы выиграли все: и акционеры, и работники компании. Если мои идеи разделяют акционеры и соответственно голосуют, то буду работать над их реализацией.

— И как вы видите ситуацию? Интересно. Ведь вы уже больше года не занимаетесь «Норильским никелем».

– Я очень кропотливо занимался «Норильским никелем» более 5 лет. Поверьте, вижу ситуацию в её развитии как минимум не хуже, чем многие норильчане. Не могу спокойно смотреть на то, что сегодня происходит в компании и городе. Готов рассказать отдельно по каждому. С чего начнём? 

— Давайте с «Норильского никеля». Все–таки градообразующее предприятие. Понятно, что ситуация в городе напрямую зависит от положения в компании.

– Можно сказать и так. Давайте про «Норильский никель». Самое главное — считаю, что компания потеряла темп развития.

— Это почему вам так кажется?

– Я это вижу. Причин несколько. Первое — стратегические ошибки. Приобретение LionOre по той цене, которая в итоге была заплачена, считаю неоправданным. Посмотрите на конъюнктуру цен на никель. Сделку закрыли на историческом максимуме. Сегодня цена упала уже в 2 раза. Перспективы при этом крайне туманные. «Норильский никель», как вы уже, наверное, знаете, вынужден взять на себя убытки по итогам прошлого года. Свою позицию по этой сделке я озвучивал ещё будучи в Совете директоров. Первый раз голосовал «за» — была адекватная цена. Второй раз — «против». Цена — запредельная. Альтернатива роста для «Норильского никеля», с моей точки зрения, была в развитии «палладиевого направления». Здесь мы имели возможность стать абсолютными мировыми лидерами на долгое время. Кстати, конъюнктура цен на палладий сегодня это подтверждает. Ещё одна стратегическая ошибка — не был доведён до конца процесс создания большой сбалансированной по активам энергетической компании. То, что было предложено выделить в прошлом году, — неинтересный актив. В нём нет комплекса. Нет, соответственно, и потенциала развития и роста.

— Вроде бы РУСАЛ и Интеррос договорились о выделении «Энергополюса».

– Это хорошо. Но дело в том, что в масштабе, в котором мы планировали изначально реализовать идею «Энергополюса», сейчас невозможно. Не сформирован оптимальный набор активов. Речь шла о занятии 10% российского рынка.

— Ну, тут есть о чём поспорить.

– Возможно. Но это ещё не всё. Считаю, что сегодня в «Норильском никеле» существует большая проблема, мешающая не только развитию, но и каждодневной работе компании.

— Ситуация с кадрами?

– И не только. Раз про массовый отъезд квалифицированных кадров знаете, повторять не буду. Сегодня неопределённость в отношениях между крупнейшими акционерами не даёт менеджменту сконцентрироваться на решении важнейших текущих задач. Менеджмент должен быть вне конфликтной ситуации. Пока это, очевидно, не получается. Возможно, не случайно, что за 2007 год рост издержек в компании по сравнению с 2006 годом — 30%. Конкурентоспособность «Норильского никеля» снижается. Потерян темп в реализации производственных программ. Постоянно переносятся их сроки. Откладывается принятие решений.

— Хорошо. В смысле, что не очень хорошо. Ну а за жизнью в Норильске следите?

– Очень внимательно.

— И что скажете?

– Скажу, что рост стоимости жизни в Норильске выходит за рамки объективно объяснимого. Продовольствие подорожало за год на 50% в среднем, авиабилеты — около 20%. Никто этим не занимается.

— Вы не правы. Занимаются постоянно. И городские власти, и представители компании. Но всё не просто. Вы ведь тоже не смогли решить эти проблемы?

– В 2001–2005 гг. мы решали основные проблемы компании. Создание собственной энергетической базы, строительство ледокольного флота, развитие полноценной системы сбыта, обеспечение контроля над издержками, отраслевая реорганизация и многое другое. В результате с начала 2007 года мы начали значительно повышать уровень заработной платы с пониманием того, на какой устойчивой базе это происходит. В 2006 году мы занялись совместно с городом разработкой программы долгосрочного развития Норильска. Устойчивое развитие компании, рост уровня доходов её работников вполне могли стать базой для развития экономической и социальной среды Норильска.

— И что? Не получилось?

– Получилось. Программу сделали, как помните. Доработали с привлечением специалистов городской администрации. И благополучно забыли после моего ухода из компании.

— Программа, в общем–то, неоднозначно была воспринята.

– Это нормально. Но работа началась. А сегодня? Посмотрите — потерян темп. В Норильске опять появилась тенденция к долгострою. Все важные «социальные» стройки — «Арена», «Заполярник» — затягиваются.

— Всё так невесело?

– Всё так невесело. В свою очередь потеря конкурентоспособности Норильска ведёт к негативным системным изменениям в компании. Процесс может привести к деградации и города, и компании.

— Вы знаете, как развернуть ситуацию?

– Я уже сказал, что готов идти работать в Совет директоров. Считаю, что будущее компании и города должно решаться публично и ответственно. Директора по закону несут ответственность за свои решения.

— Публичная работа Совета директоров — для Норильска звучит непривычно. С кем вы планируете так открыто вести работу?

– С избранными членами Совета директоров. Считаю, кстати, что и Владимир Потанин должен войти в его состав и принимать открытое участие в работе.

— А новый акционер — РУСАЛ?

– Те же принципы. Можете со мной поспорить, но я убеждён, что в перспективе слияние РУСАЛа и «Норильского никеля» по справедливой стоимости позволит создать отличную отраслевую компанию. Выиграют в результате опять же все: и акционеры, и работники.

— С вами сложно спорить. Расскажите, что всё–таки конкретно вы хотите и можете сделать в случае избрания в Совет директоров?

– Своей основной задачей в Совете директоров я вижу защиту интересов сотрудников компании и всех акционеров «Норильского никеля» без исключения. Для этого считаю, что необходимо немедленно запускать программу долгосрочного развития Норильска до 2020 года. Также необходимо ускоренно начать реализацию программы производственного развития компании до 2020 года. Изменить сроки с учётом накопленного отставания. Программы взаимосвязаны. Их реализация — путь к наращиванию конкурентоспособности города и компании. В итоге — качественный рост уровня заработной платы и жизни на территории НПР.

— Когда же мы с вами сможем всё поподробнее обсудить?

– Да, в общем, время есть. Я в любом случае продолжаю работать с Норильском. Мой Фонд работает здесь и будет и дальше работать. Центр его останется в Норильске. Более того, планирую нарастить активность и увеличить финансирование программ Фонда, связанных с городом.

— Хорошо бы.

– Так и будет. Не сомневайтесь.

— Спасибо за откровенный разговор.

– Пожалуйста. Обращайтесь, если будут проблемы.

Беседовал Максим ЕЖКОВ. 


Comments

( 14 comments — Leave a comment )
dalyan
Jun. 11th, 2008 06:09 am (UTC)
Хорошее интервью. С удовольствием прочитала. Я уже высказывала ранее свое мнение по этому вопрсу на блоге ОНЭКСИМ.
А вот интервью нашего вновь избранного сити-менеджера http://norilsk-zv.ru/articles/aleksey_teksler_takoy_programmy_net_ni_v_odnom_gorode.html. По-моему, он пока не работает с вашей стратегий.
i_sincerely
Jun. 11th, 2008 10:01 am (UTC)
Одно могу сказать:"Пусть все сложится и удастся!!!"
И повторюсь:из самой идеи разработки Стратегии Норильска чувствоалось, что Вы относитесь к НН и городу не просто как к бизнес-проекту!И это очень важно!!!
k_lucky
Jun. 11th, 2008 10:28 am (UTC)
"С вами сложно спорить"
Я бы сказала:"С Вами сложно не согласиться";))
boroviq
Jun. 11th, 2008 12:57 pm (UTC)
Планы Михаила Дмитриевича заслуживают глубокого и искреннего уважения. Но ведь нельзя исключать и такого поворота: на собрании 30 июня в "девятке" не обнаружится фамилия Прохоров. Пойдет ли он тогда публично и ответственно помогать решать проблемы Норильска или оставит все как есть? Или как раз решать эти проблемы он и намерен, коль скоро (не входя в Совет директоров) планирует нарастить активность и увеличить финансирование программ, связанных с Норильском?
onexim_group
Jun. 11th, 2008 01:57 pm (UTC)
Вы совершенно правы))
terminator_360
Jun. 11th, 2008 06:20 pm (UTC)
Еще раз выражаю свое уважение М. Прохорову. Несмотря на все трудности он со всем справится. Необычайно энергичный человек!
"на собрании 30 июня в "девятке" не обнаружится фамилия Прохоров" Это возможно? :)
(Anonymous)
Jun. 11th, 2008 01:01 pm (UTC)
Президент ОНЭКСИМа решает продолжить свою историю и внедрить новые стратегии по развитию НПР! Отлично! Судя потому, как развивались события, этого следовало ожидать! Желаю удачи!
p_elmira_s
Jun. 11th, 2008 02:12 pm (UTC)
Совсем не обективно требовать решения всех проблем сразу, накопившихся за многие годы, за короткий срок.
Планы Михаила Дмитриевича заслуживают не просто глубокого уважения, но искренней поддержки. Это решение, судя по проблемам, решит дальнейшую судьбу комбината и его работников.
Желаю удачи Михаилу Дмитриевичу!
rrredaktor
Jun. 11th, 2008 05:39 pm (UTC)
Согласен с boroviq. Создалось впечатление от интервью, что герой хочет скорее попасть в кресло Совета Директоров, нежели решать "накопившиеся проблемы". Да, p_elmira_s, сразу требовать их решения не обЪективно, но к 2020 году??? Почему не к 2010-му хотя бы?
Ещё один вопрос: а что Михаил Дмитриевич только сейчас обнародовал планы по спасению Норильска? "Конкурентоспособность города и компании" - это звучит так, будто именно они и конкурируют друг с другом. Или город, или компания.
depish_dp
Jun. 12th, 2008 01:16 pm (UTC)
Пожалуйста. Обращайтесь, если будут проб
Я, наверное, являюсь самым ярым критиком Прохорова по вопросам Норникеля в его блоге, но прошел год как Д. Морозов у штурвала никель-палладиевого судна под названием «Норникель» и это судно не вышло на правильный курс и по сей день. Поэтому выражаю свой респект МД и хочу, чтобы у судна при плохом капитане, хотя бы был хорошим боцманом, который ранее вел его в правильном направлении. Дерзайте МД обоими руками за Вас, но при условии, что из 9 человек, от русала было минимально 3.
(Anonymous)
Jun. 12th, 2008 07:44 pm (UTC)
Tony
Я бывший норильчанин, родители живут в городе до сих пор. Был в Норильске в конце мая по работе, впервые за последние 6 лет. Впечатления, честно говоря, неприятные от увиденного. Инфраструктура города просто в ужасном состоянии, в администрации процветают откаты, а потому деньги из бюджета реально не доходят до города и горожан. Не смотря на казалось бы "высокую зарплату", уровень жизни - крайне низкий: цены на продукты просто нереальны, даже по московским меркам.
Очень жаль, что руководство компании и города создали условия, в которых людям жить стало еще труднее. В свое время я не смог остаться в Норильске, хотя когда то мечтал там работать. На мой взгляд, ситуация конкретно в городе системно только ухудшилась за последние годы. Быть может это цена новых побед компании на мировых рынках, цена, которую вынуждены оплачивать простые норильчане?
m_look
Jun. 15th, 2008 06:22 am (UTC)
я думаю вот что
интервью среднее, не прорыв с точки зрения журналистики.
Но сам факт его появления сейчас - вот прорыв. В Норильске все сидят тихо-тихо, как мышки. Не мельтешат, не выступают, когда решится "кто кому кто" тогда к победителю и примкнут.
То, что "Заполярка" выступила с такой штукой - это, конечно, прикол.
(интересно, всё-таки, как же это произошло? как не доглядели-то за ежковым?? хе-хе) (впрочем, учитывая обстоятельства, никто ежкова и "заполярку" сейчас наказывать не станет. даже пожурить побоятся: "а вдруг КРАСНЫЕ власть в городе возьмут??" (ну, или какие они там, Онэксим-то) :-)

m_look
Jun. 15th, 2008 06:26 am (UTC)
ещё 2 сл
моё любимое место в интервью :
"... Считаю, что будущее компании и города должно решаться публично и ответственно. Директора по закону несут ответственность за свои решения"
О, да!!!!!!!!!!!
О!!!!ДА!!!
не верю, конечно, что это возможно...но тезисы нравятся :-)
rrredaktor
Jun. 16th, 2008 11:31 am (UTC)
Re: ещё 2 сл
Интересно, только один человек так считает - что ответственны? И каким обьразом, любопытно, да?:)
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

ONEXIM Zeus
onexim_group
onexim_group

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner